Репортаж был сделан на выставке CP+ в Йокогаме (Япония), где японские производители камер и объективов показывают свои последние продукты широкой и интернациональной аудитории из журналистов и просто любителей фотографии.
Третий день выставки был отменён из-за сильного снегопада, но Тошихиса Иида, главный менеджер Fujifilm по продажам и маркетингу, всё-таки нашёл время пообщаться с редактором Барнаби Бриттоном (Barnaby Britton) на самые разнообразные темы, включая реакцию покупателей на новую X-T1, обновление прошивок старых и существующих моделей, а также возможность создания камер X-Trans более крупного формата в будущем.
Fujifilm недавно анонсировала топовый X-T1 – как популярна была эта камера на CP+ в этом году?
Её приняли невероятно хорошо. Сразу после январского анонса мы провели несколько мероприятий для пользователей в нескольких городах Японии и сравнили эти мероприятия с теми, что были в прошлом году – число посетителей увеличилось вдвое. Это показывает большой интерес.
Кроме того, мы уже получаем предзаказы, и их число очень обнадёживает. Запланированный начальный спрос превышен примерно вдвое, так что мы по максимуму загружаем свою фабрику, и так будет продолжаться как минимум следующие несколько месяцев.
Насколько важен для вас рынок топовых устройств?
Очень важен, по двум причинам. Очевидно, что важен с коммерческой точки зрения, но, кроме того, «топовые» пользователи понимают, что X-Trans – это качественный продукт. Нам проще коммуницировать не с начинающими, а с «топовыми» клиентами.
Нужны ли вам ещё клиенты, покупающие продукты низкой ценовой категории?
Да, потому что рынок по-прежнему есть, главным образом в азиатских странах, где потребители делают следующий шаг от компакт-камер, и мы не можем их игнорировать. Однако, сейчас мы главным образом сосредоточены на топовом сегменте рынка.
Новый Fujifilm X-T1 предлагает герметичный, улучшенный автофокус
и высококачественный электронный видоискатель
Как разные страны принимают камеры X-серии?
В Японии 40% рынка – это беззеркальные камеры, вслед идут другие азиатские страны с 25%, а США и Европа находятся далеко позади с 10%, так что разброс очень большой.
Ваши покупатели в разных странах просят о разных продуктах?
Да. Например, в азиатских странах у нас больше покупателей женского пола (и в Японии, конечно же), которые тяготеют к тому, чтобы делать снимки другого толка – более призрачные, с мягким фокусом и низким контрастом. Некоторым западным фотографам трудно это понять. Кроме того, азиатские покупатели больше склонны пользоваться социальными сетями и обмениваться своими фотографиями.
Если смотреть глобально, то что больше всего просят ваши покупатели?
Больше объективов и улучшенный видео-функционал, а также больше вариантов для кастомизации и расширенный спектр аксессуаров – особенно вспышек.
Вы упомянули кастомизацию – вы, по всей видимости, можете внести некоторые изменения в прошивку существующих моделей?
Да. К примеру, вскоре мы выпустим новую прошивку для X-E2, которая улучшит частоту обновления электронного видоискателя – до уровня X-T1 – и добавит функцию интервальной съёмки.
В прошлом году компания Fujifilm выпустила большой апдейт для X100, приблизив его к линейке X100S, а теперь вы планируете приблизить X-E2 к X-T1. Таким образом, не рискуете ли вы снижением продаж новых моделей?
Да, но нам важно доверие пользователей в долгосрочной перспективе. Мы – относительно новый бренд, и нам надо предпринять шаги к укреплению доверия. Внутри компании были определённые дебаты касаемо апдейта X100, и некоторые люди внутри Fujifilm не думали, что мы должны делать апгрейд для снятой с производства модели, но мы всё-таки решили сделать это.
Что касается США и Европы, то каких продуктов вы продаёте больше – высокой ценовой категории или низкой?
Высокой. Особенно в США. «Бюджетный» рынок слегка тесен, но «топовый» рынок проще.
Заниматься «топовым» рынком – прибыльнее?
Да. По двум причинам. Что касается самих «тушек», то мы можем продавать их по более высокой цене, но мы, кроме того, продаём и больше объективов к «топовым» камерам, так что в целом это более прибыльное дело. Наши исследования показывают, что среднее количество объективов к «топовым» камерам вроде X-Pro составляет около 3,8. К камерам вроде X-A1 – 1,2. Если говорить о «бюджетных» камерах, то люди часто «прилипают» к родным объективам.
Просят ли ваши пользователи об увеличении разрешения в будущих камерах X-серии?
Не особо – некоторые люди просят больше, но в целом спрос на 20 мегапикселей и выше невелик. В данный момент 16 мегапикселей – это наилучшая комбинация разрешения и отношения сигнал/шум, но очевидно, что с течением времени технология будет развиваться, и в будущем мы сможем предложить увеличенное разрешение с улучшенным отношением сигнал/шум.
Fujifilm X-E2 сидит пониже X-T1 в X-серии, но грядущее обновление прошивки
приблизит его к флагманской модели – путём добавления функции интервального
таймера и увеличения частоты обновления электронного видоискателя
Насколько для ваших клиентов важно видео?
Оно становится всё важнее. К примеру, мы говорим о профессиональных фотографах, которые рассказывают нам, что их клиенты требуют всё больше и больше видео – как и фотографий.
Используют ли покупатели ваши камеры вместе со своими DSLR-аппаратами?
На данный момент – да. Но они говорят, что пользуются своей старой экипировкой всё реже и реже.
Хотите ли вы конкурировать с профессиональными полнокадровыми камерами?
Да, в конце концов нам придётся с ними конкурировать. Профессиональный рынок очень сегментирован, и, к примеру, я считаю, что X-T1 уже конкурирует в спортивной фотографии. Так что да, мне бы хотелось конкурировать с полнокадровыми камерами.
Есть ли в Fujifilm люди, который работают над серией X, но начали с того, что работали над плёнкой?
Да, некоторые из наших людей начинали, работая над плёночными камерами, и некоторые – над Instax. Один из четырёх инженеров – это ветеран с огромным опытом, ему около 60 лет, и прежде он занимался созданием наших плёнок Velvia и Provia. Он по-прежнему в деле и советует, к примеру, как нам развивать обработку изображения.
Наш сенсор X-Trans создан благодаря знаниям, обретённым во время работы над плёнкой, что очень важно. Дизайн самого сенсора, а также технология обработки изображения.
X-серия дозревает – какие уроки вы вынесли для себя на этом пути?
С тех пор, как мы выпустили X-серию с X100, мы создали много камер, и даже после релиза X-Pro 1 мы сделали X-E1, X-E2, X100S, X-M1, X-A1 и X-T1. Я думаю, что мы слишком торопились, сделали очень много моделей. Некоторые клиенты говорят нам, что это сбивает их с толку. Так что теперь мы решили сбавить темп, остепениться и посмотреть на то, что покупают наши клиенты, чего они хотят. Кроме того, нам надо освежить нашу линейку объективов.
Как люди восприняли X-A1 – с его сенсором Bayer на 16 МПкс?
X-A1 был создан в ответ на запрос о бюджетной модели. Мы обнаружили, что сенсор Bayer оказался удивительно хорош – отчасти благодаря нашей технологии обработки изображения. В данный момент мы тестируем, насколько хорошо продаётся X-A1 по сравнению с X-N1 (который оснащён сенсором X-Trans), поскольку в будущем нам вряд ли будут нужны две модели начального уровня. В данный момент мы ещё не определились с решением.
Каковы главные трудности, с которыми Fujifilm столкнётся в будущем?
Наш самый большой вызов – это осведомлённость клиента и его обучение. Мы думаем, что в будущем, возможно, как минимум 50% рынка будут у беззеркальных камер, но чего не хватает, так это осведомлённости некоторой части покупателей о преимуществах беззеркальных камер.
На мой взгляд, это происходит из-за того, что два крупных бренда, Canon и Nikon, недостаточно фокусируются на беззеркальных камерах. Nikon 1 и EOS M не удовлетворяют покупателей, поэтому многие покупатели считают, что беззеркальные камеры уступают DSLR’ам. Это и есть главная трудность. Нам нужно донести до клиентов, что беззеркальные камеры не уступают, что они могут быть лучше, чем DSLR.
Поможет ли вам, если Canon и/или Nikon создадут топовую беззеркальную камерную систему?
Да. Потому что это повысит осведомлённость покупателей.
А что вы сделаете, если не создадут?
Нам, также как Olympus и Sony, придётся проделать большую работу! Мы проводим мероприятия, чтобы повысить осведомлённость, позволяя клиентам испытывать наши камеры и получать информацию из рук в руки. Это преграда, это займёт время, но это самый лучший путь.
Когда Adobe сделала крупные улучшения для обработки X-Trans RAW в Camera Raw 7, помогло ли это вам?
Да, очень помогло. Потому что многие клиенты пользуются этим программным обеспечением.
В фотоиндустрии настали сложные времена – какова ваша стратегия на будущее?
Единственный путь – оставаться инновационными. Нам нужно дать нашим клиентам причины для того, чтобы они сделали апгрейд или даже заменили свою камеру, и беззеркальные камеры – это большие возможности. Они легче, меньше, затвор тише и, кроме того, линейка наших объективов достаточно велика. Наша идея в том, повторюсь, чтобы клиенты стали более осведомлёнными, но если покупатель понимает преимущества, у него не остаётся причин, чтобы не поменять свой DSLR.
Станут ли сенсоры X-Trans больше в будущем?
В данный момент мы сосредоточены на формате APS-C, но в долгосрочной перспективе, после того, как мы закончим с нашей линейкой объективов... я не отрицаю такой возможности.